Московский государственный технический университет гражданской авиации

Вторая половина 60-х и начало 70-х годов для гражданской авиации СССР были годами интенсивного и успешного развития.

Именно в 70-х годах воздушный транспорт стал массовым, им пользовался каждый третий житель страны. Суммарная протяженность авиалиний страны приближалась к 1 млн. километров. Самолеты Аэрофлота совершали регулярные рейсы почти в 90 стран мира.

Реконструировались существующие и строились новые аэродромы и аэропорты. За короткое время их пропускная способность возросла в 3 раза. Они быстро оснащались новыми средствами обеспечения полетов, более совершенными системами управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов. Создавались новые авиаремонтные заводы.

Столь бурное развитие гражданской авиации потребовало притока высококвалифицированных авиационных специалистов.

В этих условиях руководством Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР) было принято решение о создании в Москве института инженеров гражданской авиации (МИИГА).

К слову, еще в 1948 году в Москве был открыт учебно-консультационный пункт (УКП) Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) для студентов-заочников, работавших в Московском авиационном узле. В октябре 1951 года этот УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА, размещавшееся на территории бывшего аэровокзала по Ленинградскому проспекту. Отделение возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 года Московское заочное отделение было преобразовано в Московский филиал КИИГА по заочному обучению.

16 апреля 1971 года было подписано постановление Совета Министров СССР «Об организации Московского института инженеров гражданской авиации». На его основании 17 мая 1971 года издан приказ Министра гражданской авиации Б.П. Бугаева с аналогичным названием. Приказом Министра гражданской авиации предписывалось:

1. Организовать с 1 июня 1971 года на базе Московского филиала Киевского института инженеров гражданской авиации Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения.

2. Организовать в составе Московского института инженеров гражданской авиации следующие факультеты и кафедры:

а) факультеты: общетехнический, механический, электрорадиотехнический;

б) кафедры: марксизма-ленинизма, общетехнических дисциплин, высшей математики и механики, физики и химии, иностранных языков, электротехники и авиационного электрооборудования, авиационных приборов и вычислительной техники, радиотехники, радиотехнических устройств, теории и конструкции летательных аппаратов и авиадвигателей, технической эксплуатации и ремонта ЛА и АД.

В начале июля 1971 года был объявлен первый набор студентов на 1 курс дневного отделения абитуриентов только мужского пола для приобретения ими за 5 лет и 6 месяцев учебы следующих специальностей: эксплуатация самолетов и авиадвигателей, техническая эксплуатация авиационного радиооборудования, техническая эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов. С 1 сентября 1971 года на 1 курс дневного отделения были зачислены 77 слушателей подготовительного отделения и 143 абитуриента, сдавших конкурсные вступительные экзамены.

В институте в первый год его становления обучалось 2503 студента, из них 220 студентов дневного отделения и 2283 – заочного. Работало 77 штатных преподавателей, из них – 7 докторов и 34 кандидата наук. Ученое звание профессора имели 8, доцента – 29 преподавателей, а в целом 78% преподавателей имели ученые звания и степени. 69% были моложе 50 лет, 80% имели стаж педагогической работы свыше 5 лет.

В июне 1972 года создается самостоятельный заочный факультет, а заочные механический и электрорадиотехнический факультеты преобразуются в дневные факультеты.

Важным событием для становления и развития института в последующие годы стало заседание Коллегии МГА СССР 10 февраля 1972 года, которая, заслушав доклад ректора МИИГА о состоянии и перспективах развития института, приняла решение оказать всемерную поддержку МИИГА в создании современной учебно-лабораторной базы и быстрейшем его становлении. Для учебных целей институту стали выделяться самолеты, вертолеты и необходимое оборудование, средства на строительство нового учебного здания рядом с институтом и жилого дома для преподавателей и сотрудников. На основании решений Коллегии Совет института рассмотрел перспективную структуру МИИГА, утвердил план развития научно-исследовательской работы и создания научно-экспериментальной базы. Было принято решение об открытии аспирантуры.

В соответствии с заданием Министерства ГА в институте началась переподготовка руководящих кадров отрасли. С 15 февраля 1972 года приказом Министра гражданской авиации в состав МИИГА были включены курсы по повышению квалификации командно-руководящего состава гражданской авиации.

В августе 1972 года был произведен набор студентов еще по двум вновь открытым специальностям дневного обучения: электронно-вычислительные машины; автоматизированные системы управления.

С 1 сентября 1974 года в институте началась подготовка инженеров-экономистов по специальности ''Организация и планирование производства в ГА", а через год был организован третий дневной факультет – факультет автоматики и вычислительной техники.

В феврале 1977 года институт сделал первый выпуск авиаинженеров дневной формы обучения на механическом и электрорадиотехническом факультетах, а в июне защитили дипломные проекты первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники. Каждый третий дипломный проект был выполнен по заявке авиапредприятий. Всего дневное отделение окончили 246 студентов, из них 106 получили дипломы с отличием. Заочный факультет окончили в том году 292 человека и 96 из них также получили дипломы с отличием.

Дальнейшее развитие получила научно-исследовательская работа. С 1978 года Министерство ГА утвердило для МИИГА главные направления научных исследований, что, несомненно, создавало благоприятные условия концентрации усилий научных кадров и ресурсов института для решения крупных, перспективных проблем и самых актуальных задач гражданской авиации.

Заметный рост произошел в изобретательской и рационализаторской работе. В институте действовало 4 общественных патентных бюро. Стал издаваться сборник "Рационализаторские предложения, используемые в МИИГА". За высокие достижения во Всесоюзном общественном смотре рационализаторской и изобретательской работы Президиум ВЦСПС и МГА СССР в 1976 году наградил МИИГА переходящим Красным Знаменем.

К концу 70-х годов на курсах повышения квалификации руководящего состава ГА прошли обучение две группы начальников территориальных управлений ГА и их 1-х заместителей, одна группа директоров заводов ГА, несколько групп работников центрального аппарата МГА.

В июне 1981 года МИИГА отметил свое десятилетие. К этому времени институт имел 4 факультета и 27 кафедр. В его стенах работало 285 преподавателей, среди которых 26 докторов и 170 кандидатов наук, обучалось 4400 студентов, из них около 2000 – на дневном отделении.

За десять лет своей деятельности институт выпустил 3890 инженеров, 80 человек окончили аспирантуру, 22 преподавателя стали кандидатами наук, 4 преподавателя защитили докторские диссертации, 14 преподавателям было присвоено ученое звание профессора и 50 преподавателям – доцента.

Институт по праву гордился тем, что в нем работали крупные ученые: три Заслуженных деятеля науки и техники РСФСР (И.С. Голубев, И.М. Синдеев, Б.Е. Авчинников), три Лауреата Ленинской премии (В.Ф. Рощин, П.А. Агаджанов, А.И. Уткин).

Главными задачами ВУЗа на период развития стали: повышение качества преподавания и эффективности системы управления учебным процессом, всемерное улучшение работы по подбору кадров и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, укрепление связей учебного процесса с наукой и производством, создание автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ, освоение новой авиационной техники, более широкое внедрение результатов научных исследований в практику.

Осуществляя в 1983 году переход на новые учебные планы, Совет института и ректорат особое внимание обратили на изучение студентами фундаментальных наук, формирование у них экономического мышления и навыков организаторов производства, использование методов обучения с применением ЭВМ.

Принцип сочетания опыта и молодости оставался основополагающим в работе по подбору преподавателей. В 80-е годы на педагогическую работу пришло немало выпускников института, ставших впоследствии кандидатами и докторами наук.

Активному развитию института способствовала помощь МГА и предприятий отрасли в оснащении его учебной базы новыми типами самолетов (Ту-154М, Ил-62М, Ил-86 и т.д.), авиационным и радиоэлектронным оборудованием, вычислительной техникой и техническими средствами обучения.

В июле 1986 года был создан факультет по переподготовке руководящих кадров для работы в представительствах Аэрофлота за рубежом. В состав факультета вошли: кафедра международных воздушных сообщений, кафедра языковой подготовки загранкадров, курсы повышения квалификации для внешнеэкономической деятельности, отраслевая научно-исследовательская лаборатория. К работе на факультете привлекались руководящие работники МГА, сотрудники ЦУМВС, ГосНИИГА, СЭВ, МВС, преподаватели АНХ и МГИМО.

На рубеже 80-х – 90-х годов важнейшей задачей института стал переход на многоуровневую подготовку специалистов. Была разработана образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавров по направлению "Эксплуатация авиационной и космической техники", утвержден перечень программ подготовки магистров.

В 1992 году на базе МИИГА создаётся учебно-методическое объединение (УМО) ВУЗов России по трем эксплуатационным специальностям.

Продолжена работа по открытию новых специальностей. В 1993 году произведен первый набор студентов на специальность "Прикладная математика".

Научная работа перешла на более высокий уровень организации. Были скорректированы главные направления научных исследований в соответствии с профилем учебной работы института.
Увеличилось количество студентов, участвующих в НИР. Результаты научных работ с успехом экспонировались на международных и республиканских выставках. Ученые вуза выступали на различных научных конгрессах, конференциях и симпозиумах в Австралии, Англии, Бельгии, Венгрии, Голландии, Канаде, Корее, Колумбии, Китае, Перу, Польше, США, Таиланде, Турции, Франции, ФРГ, Швеции, Чехословакии, Японии.

К середине 80-х годов в институте сформировались 8 крупных научных школ, возглавляемых профессорами, докторами наук В.И. Васильевым, В.Г. Воробьевым, А.И. Козловым, В.И. Кривенцевым, А.А. Кузнецовым, Н.Н. Смирновым, В.П. Фроловым, В.Г. Ципенко.

Результаты исследований этих школ нашли практическое воплощение при выполнении работ по организации межмашинного обмена в информационно-вычислительных сетях гражданской авиации; оптимизации процессов эксплуатации и автоматизированных средств контроля авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов; созданию теоретических основ и практических методов применения радиополяриметрии в задачах обнаружения и различения слабоконтрастных малоподвижных радиолокационных целей; снижению затрат топлива за счет оптимизации траекторий полета воздушных судов; созданию автоматизированной системы контроля распределительных устройств бортовых электросистем; управлению эффективностью процесса технической эксплуатации летательных аппаратов и формированию программ их технического обслуживания и ремонта по состоянию; созданию решетчатых (полипланных) складывающихся крыльев; математическому моделированию динамики полета воздушных судов в нормальных и особых условиях полета, а также созданию нетрадиционных летательных аппаратов-вертостатов.

Под руководством ведущих ученых института выполнено немало фундаментальных и прикладных научных исследований, результаты которых нашли отражение во многих учебниках, монографиях и научных статьях.

В стенах вуза с 1981 года регулярно проводятся всесоюзные, республиканские и международные научные конференции, выпускаются сборники научных работ.

За период развития ВУЗа увеличилось число специализированных советов по защите диссертаций. Если в 1980 году в институте был только 1 кандидатский совет, то в 1996 году уже работало 3 докторских (по 6 специальностям) и один кандидатский совет (по 3 специальностям).

Успехи в развитии ВУЗа в значительной степени связаны с развитием его материальной базы. В 1987 году была введена в эксплуатацию первая очередь нового учебно-лабораторного комплекса (УЛК) института на Кронштадтском бульваре, полностью строительство завершилось в 1989 году. Новый учебно-лабораторный комплекс стал красой и гордостью института. Он расположен на территории 18 га в садово-парковой зоне Москвы в окружении системы Головинских прудов. В корпусах, общая площадь которых 37 тыс. м2, разместились прекрасные аудитории и лаборатории, дисплейные классы, оборудованные современной вычислительной техникой, библиотека с хранилищем на 800 тысяч книг, оснащенная компьютерной информационно-поисковой системой. В УЛК имеются: киноконцертный зал на 600 мест, оборудованный современной кино- и видеопроекционной аппаратурой, акустическими и осветительными системами; многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс для занятий футболом, баскетболом, волейболом, теннисом, художественной и атлетической гимнастикой, тяжелой атлетикой и борьбой. Пространство между комплексом зданий и Головинскими прудами занимает университетский стадион, включающий футбольное поле с беговыми дорожками и легкоатлетическими секторами, гимнастическую площадку, теннисные корты, лыжную трассу. Одновременно со строительством УЛК проводилась большая работа по оснащению учебной учебно-технической базы, учебной базы ЭРТОС и базы средств механизации современной авиационной техникой и средствами ее обслуживания.

По рейтинговой оценке ВУЗов Государственным комитетом по высшей школе в октябре 1991 года МИИГА занял 3-е место среди отраслевых ВУЗов транспорта России.

Значительным событием в жизни ВУЗа была его аттестация в апреле 1992 года. Решение аттестационной комиссии было единодушным – ВУЗ аттестовать и рекомендовать соответствующим инстанциям рассмотреть вопрос о присвоении ему статуса "технического университета". В июле 1993 года приказом Председателя Госкомитета по высшему образованию Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) переименован в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА).

Продолжали открываться новые специальности. В 1996 году открыта подготовка инженеров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». С 2002 года начата подготовка по специальности «Связи с общественностью». Создан новый факультет менеджмента и общественных коммуникаций.

С 1 сентября 2006 года в университете по очной форме обучения ведётся подготовка специалистов по направлению «Аэронавигация», специализация – Управление воздушным движением. Профилирующей кафедрой по этому направлению подготовки является кафедра УВД, созданная приказом по Университету от 13 июня 2007 года № 295.

2 ноября 2007 года исполняющим обязанности ректора Университета был назначен профессор Б.П. Елисеев, ранее работавший заместителем Генерального директора ОАО «Аэрофлот», который в феврале 2008 года на конференции трудового коллектива МГТУ ГА был избран ректором Университета, а в феврале 2013 года переизбран в этой должности на второй срок.

Качественно изменился и командно-руководящий состав ВУЗа. Проректорами и деканами факультетов были назначены молодые руководители, имеющие ученые степени докторов и кандидатов наук. Были радикально изменены принципы управления Университетом.

Финансовый кризис 2008 года  сказался на финансировании Университета и привел к серьезным экономическим проблемам, с которыми новое руководство МГТУ ГА успешно справилось.
Основными источниками дополнительных средств явились средства, получаемые от платного обучения студентов, и доходы, получаемые от выполнения научно-исследовательских работ. Политика руководства Университета на резкое усиление научных связей с организациями гражданской авиации и, в первую очередь, с Аэрофлотом, способствовала существенному увеличению объема научных исследований, а расширение международных связей привело практически к трехкратному увеличению контингента иностранных студентов. Заметный рост авторитета Университета способствовал резкому увеличению числа российских студентов, обучающихся на платной основе. Полученные дополнительные финансовые средства дали возможность не только защитить коллектив Университета от последствий финансового кризиса, но и заметно улучшить его материальное состояние. В рамках решения задачи увеличения зарплаты работникам Университета проводится основанная на законе разрешительная политика на совместительство, почасовую оплату, работу на курсах повышения квалификации, проведение научно-исследовательских работ.

В 2013 году была завершена работа по создании филиалов Университета в  городах Егорьевске, Иркутске, Рыльске, Кирсанове и Троицке – филиалов СПО, вследствие чего происходит рост числа обучающихся в Университете с почти 4000 до более чем 10000 человек.

В 2008 и 2013 годах Университет дважды успешно проходит аккредитацию, а в последующие годы постоянно находится в категории эффективных ВУЗов.

С 2011 года Университет переходит на подготовку бакалавров и магистров, что потребовало кардинальной переработки учебных планов, учебных программ и разработки нового методического обеспечения учебного процесса. На первый план выдвигаются вопросы усиления практической подготовки студентов. В учебный процесс органически входит обучение студентов на современных авиационных тренажерах, резко расширяется число авиапредприятий, на которых студенты проходят учебные и технологические практики. Открываются новые специальности подготовки студентов. Проходит первый выпуск специалистов по профилям «Управление воздушным движением», «Эксплуатация и обслуживание объектов и систем топливообеспечения аэропортов и воздушных судов».

В 2009 году Университет для специальностей «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов» получает особый статус этих направлений подготовки по схеме «4,5 и 1,5» (сроки обучения в бакалавриате и магистратуре). В октябре 2009 года завершается разработка совместно с УМО Федеральных стандартов всех базовых эксплуатационных программ МГТУ ГА, включая программу подготовки по специальности – «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», которые утверждаются Правительством РФ в декабре 2010 года.

Заметные успехи в образовательной деятельности Университета находят свое отражение в том, что в 2015 году во Всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» 9 образовательных программ высшего образования по всем базовым дисциплинам, реализуемых в Университете и определяющим профиль подготовки специалистов, были признаны лучшими образовательными программами.

В 2015 году осуществляется переход на ГОС 3+.

Важным элементом непрерывного образования, начиная с 2013 года, становится возможность получения второго высшего образования лицами, уже имеющими высшее образование. С 2015 года аналогичную задачу решают программы ускоренного индивидуального обучения для выпускников средних профессиональных учебных заведения, обеспечивающих базовое профильное образование.

Большая работа проводится по укрупнению материально-технической базы Университета и его филиалов, в том числе по оснащению их современными специальными тренажерами самолетов Boеing и Airbus, ставшими ядром нового учебного процесса по базовым специальностям подготовки студентов. Обновляется парк воздушных судов Учебного авиационного технического центра МГТУ ГА.

Университет ведет активный поиск внебюджетных источников финансирования научной деятельности, успешно участвует в различных конкурсах на гранты Федеральных целевых программам и Департамента образования г.Москвы. Заметно растет объем НИР по прямым договорам с предприятиями и организациями, работающими в интересах гражданской авиации, среди них следует отметить научно-исследовательские работы в рамках инновационного развития ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», общий объем которых превысил 250 млн. рублей.

В 2015 году Университет получает лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, что дает право на производство разработанных в студенческом конструкторском бюро сверхлегких самолетов SKY RANGER и многоцелевых дельталетов «Поиск – 06», в полетах на которых принял участие Президент РФ В.В. Путин. Университет регулярно принимает участие в выставке МАКС, неоднократно награждается различными почетными наградами.

Рост объема научных исследований отразился в увеличении количества научных публикаций и защит диссертаций работниками и аспирантами Университета. За эти годы преподавателями и аспирантами Университета было защищено 17 докторских и свыше 70 кандидатских диссертаций. Успешно проводятся Международные научно-технические конференции, в которых принимают участие ученые из 15 стран. Ученые Университета выступали участниками 12 Международной выставки испытательного и контрольного оборудования в сфере авиационной и космической техники. В эти годы выходят в свет 30 монографий, 15 учебников, написанных учеными Университета, подтверждением высокого научного авторитета которых является включение Научного Вестника МГТУ ГА в известный перечень ВАК ведущих научных изданий, в который входили издания всего 6 технических вузов Москвы. В 2015 году этот статус Вестника вновь подтвержден. За последние 7 лет было издано 84 номеров этого издания, содержащих почти 1500 научных статей, охватывающих весь спектр фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых в Университете.

Научный потенциал Университета определяют 56 докторов и 170 кандидатов наук, а также более 100 аспирантов и докторантов. Научный профиль ученых Университета охватывает очень широкий спектр научных направлений, среди них доктора и кандидаты технических, физико-математических, химических, экономических, философских, юридических, исторических, филологических, социологических, политических, психологических и педагогических наук.

На большинстве кафедр происходит смена заведующих, что заметно оживило учебно-научную деятельность кафедр. Смена поколений  приводит к тому, что в Университет приходит много молодых высококлассных специалистов.

Совершенствовались принципы и методы демократического управления Университетом. На конференции трудового коллектива, проходившей в феврале 2013 года, профессор Б.П. Елисеев был вновь избран ректором МГТУ ГА.

Демократические принципы работы находят отражение в работе Ученого совета МГТУ ГА, заметно обновившего свой состав. В повестке дня его работы на первый план выходят проблемы и вопросы, касающиеся перспектив и стратегий развития Университета по всем конкретным направлениям его деятельности.

Качественные изменения происходят в вопросах организации и расширения международных связей. Создается Отдел международных связей, что, прежде всего, сказывается на росте числа иностранных граждан, обучающихся в Университете. Если в 2007 году их контингент не превышает 70 человек, то к 2015 году он достигает уровня в 400 человек. Расширяется число стран, откуда прибывают на учебу  иностранцы,  с 55 в  2007 году до 66 в 2015 году. В 7 раз (с 7 в 2007г.  до 49 в 2015г.) увеличилось число договоров о сотрудничестве с зарубежными странами и организациями, в рамках которых появляется новая форма международного взаимодействия – академическая мобильность, включающая в себя: стажировки студентов  и аспирантов за рубежом (Китай, Ирландия); чтение лекций преподавателями Университета студентам зарубежных вузов (Китай, Казахстан) и, наоборот, чтение лекций студентам Университета ведущими специалистами  ГА зарубежных стран (Airbus, SITA); стажировки в Университете кубинских преподавателей Школы подготовки и технического персонала института ГА Кубы; переподготовку командно-руководящего состава ГА Монголии; обучение студентов Университета по программам Type Training Boing 737/3/4/500  в РИА (Латвия) и получение сертификата европейского образца. Реализуются совместные научные проекты с Чешским техническим университетом (Прага) и Технологическим университетом Нингбо и Сианьским политехническим университетом (Китай). 

Активизируется внеучебная и культурно-массовая работа со студентами. С каждым годом увеличивается число студентов – участников волонтерского движения, число которых в 2015 году достигает 200 человек. Большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Студенты принимают участие в вахте «Память». Музей Университета на конкурсе музеев САО г. Москвы занимает почетное 4 место.

В художественной самодеятельности Университета принимает участие практически каждый десятый студент. Студенты Университета участвуют во всех региональных конкурсах художественной самодеятельности. Студенческая команда самодеятельного творчества  становится заметным явлением в жизни транспортных вузов, а команда КВН неоднократно занимает призовые места на соревнованиях среди транспортных ВУЗов. Студенты становятся лауреатами различных конкурсов. Регулярными площадками для выступления студентов Университета становятся сцены Кремлевского Дворца съездов, Колонного зала дома Союзов, ЦДКЖ, Центрального музея на Поклонной горе. Почетные звания Лауреатов и Дипломантов присуждаются студенческому коллективу на ежегодных конкурсах ТРАНСПАРТ.

Состояние спортивно-оздоровительной работы позволяет говорить о ее качественном изменении, произошедшем за последние 5-7 лет. Спорт становится по-настоящему массовым. Свыше 80% студентов вовлечены в одну из 16 спортивных секций по 21 виду спорта. Следствием такой активизации спортивной работы и массового вовлечения в нее студентов сказывается на спортивных успехах команд Университета. Ежегодно, начиная с 2010 года, студенты Университета в общекомандном зачете выходят победителями на Московских студенческих играх, регулярно становятся победителями на Спартакиадах транспортных ВУЗов России. Команда по мини футболу, начиная с 2009 года, становится шестикратным победителем Общероссийской Спартакиады транспортных ВУЗов. Дважды, в 2012 году и в 2014 году, футбольная команда Университета становится чемпионом г. Москвы среди студенческих коллективов. Успех сопутствует волейбольной команде, команде настольного тенниса, ставших чемпионами  транспортных ВУЗов России. Команда  по пляжному волейболу завоевывает первое место среди московских ВУЗов. Аспирант Университета Николай Чавкин в 2012 году представляет Россию на XXX Олимпийских играх в Лондоне.

Успехи ВУЗа за последние годы по основным направлениям  деятельности являются  убедительным свидетельством верно выбранной и последовательно реализуемой Ученым советом и ректоратом МГТУ ГА стратегии его развития.

Подробнее о курсе...

Подробнее о ВУЗе...

Источник...