Тихоокеанский Государственный Университет

Тихоокеанский государственный университет является одним из наиболее крупных высших учебных заведений Дальнего Востока РФ и участвует в формировании единой культуры образовательного пространства высшей школы Российской Федерации.

Контингент обучающихся по всем уровням образования в отдельные годы достигал 22 тысяч человек, а по очной форме обучения – 12 тысяч.

История университета началась в 1958 году при создании Хабаровского автодорожного института, который в 1962 году был реорганизован в Хабаровский политехнический институт, а в 1992 году – в Хабаровский государственный технический университет. В 2005 году Хабаровский государственный технический университет был преобразован в Тихоокеанский государственный университет.

За прошедшие с момента основания годы вузом было подготовлено почти 100 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием.

В Тихоокеанском государственном университете трудятся более 900 человек профессорско-преподавательского состава, среди которых около 120 докторов наук и более 420 кандидатов наук.

 

История университета

Совет министров СССР 29 июня 1954 года принял Постановление о строительстве в Хабаровске комплекса высших учебных заведений: автомобильно-дорожного, лесо-технического и строительного институтов. В начале 1956 года Минвуз СССР издал приказ о строительстве первой очереди вузовского комплекса – автомобильно-дорожного института и назначил директором строящегося вуза А.С. Кудрина.

29 марта 1958 года приказом Министерства высшего образования СССР № 351 в Хабаровске был открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт. Его ректором был назначен М.П. Даниловский.

Первый набор студентов составил 150 человек. Прием осуществлялся по 4 специальностям:

  • промышленное и гражданское строительство,
  • автомобильные дороги,
  • автомобильный транспорт,
  • строительные и дорожные машины и оборудование.

Первым председателем приемной комиссии был М.П. Даниловский. Организация приема в институт превзошла все ожидания, конкурс для поступающих был выше, чем в ХабИИЖТе (2 человека на место). Из 150 поступивших на первый курс 111 человек пришли с производства и после службы в армии, семь девушек пополнили ряды первых студентов, примечательно, что среди первокурсников был и гражданин КНДР Ли Чер Су.

 

Первый ректор – Михаил Павлович Даниловский

Огромная глава, длиной в тридцать лет, посвящена деятельности университета под руководством первого ректора Михаила Павловича Даниловского (1921-1995 гг.). Он был человеком большой силы воли, высокой порядочности, снискавшим беспредельное уважение хабаровчан своим талантом, энергией, любовью к родному дальневосточному краю, многогранной, социально значимой деятельностью. В 1993 году ему было присвоено звание "Почетный ректор ХГТУ", и в этом же году его заслуги были отмечены званием "Почетный гражданин г. Хабаровска". Все это явилось данью глубокого уважения к человеку, сумевшему в трудные и порой переломные годы сохранить глубокую убежденность в том, что лучшее будущее страны связано с созданием лучшего настоящего для молодежи.

С молодых лет М.П. Даниловского отличали целеустремленность и чувство подлинного патриотизма. Коренной дальневосточник, уроженец с. Горно-Ананьевка Приморского края, после окончания средней школы в Хабаровске он поступает в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта, но учебе помешала война. Добровольцем в 1941 году он уходит со студенческой скамьи на фронт, участвует в величайших сражениях второй мировой - под Москвой и Сталинградом. После тяжелого ранения, несмотря на заявления с просьбой вернуть его на фронт, М.П. Даниловского отправляют в тыл, в Казанское танковое училище. После учебы он готовит офицерские кадры для фронта. В 1947 году после демобилизации он возвращается в родные места, работает инженером Хабаровского краевого управления лесного хозяйства. В 1952 году М.П. Даниловский осуществляет задуманное: успешно оканчивает институт инженеров железнодорожного транспорта и поступает в его аспирантуру.

Незаурядность, талант и настойчивость позволили молодому преподавателю стать через два года после окончания аспирантуры заведующим кафедрой ХабИИЖТа. Энергичного руководителя, обладающего организаторскими способностями, деловой хваткой, умением работать с людьми и добиваться поставленных целей, заметили руководящие партийные и советские органы. По их инициативе его кандидатура была рассмотрена и утверждена Минвузом СССР в должности директора строящегося Хабаровского автомобильно-дорожного института. Приказом Министра высшего образования СССР № 100-к от 10 апреля 1958 г. М.П. Даниловский был назначен директором ХабАДИ.

С этого дня вся жизнь первого ректора была связана с победами и неудачами, успехами и трудностями, буднями и праздниками родного института. В его стенах мужал и креп талант организатора, руководителя, ученого и педагога. В 1960 году М.П. Даниловский защитил кандидатскую диссертацию и ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук. В январе 1973 года Высшая аттестационная комиссия утвердила М.П. Даниловского в звании профессора по кафедре "Строительные конструкции". За плодотворную деятельность, заслуги перед Отечеством государство наградило Михаила Павловича Даниловского орденом "Знак Почета" (1961 г.), дважды орденом Трудового Красного Знамени (1967,1971 гг.), орденом Отечественной войны I степени, медалью "За отвагу", юбилейными медалями. К военным медалям бывшего студента-добровольца добавились награды мирного труда ректора профессора М.П. Даниловского, до последних дней честно служившего своему народу.

 

Хабаровский автомобильно-дорожный институт

29 марта 1958 года приказом Министерства высшего образования СССР № 351 в Хабаровске был открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт. Его ректором был назначен М.П. Даниловский.

Первый набор студентов составил 150 человек. Прием осуществлялся по 4 специальностям: про-мышленное и гражданское строительство, автомобильные дороги, автомобильный транспорт, строительные и дорожные машины и оборудование.

Через пять лет, в 1963 году, состоялся первый выпуск инженеров.

Первый выпуск осуществлялся по 16 министерствам и ведомствам, из 171 человека 160 пополнили предприятия и строки края, всего Дальнего Востока, 11 сделали первый шаг в системе высшего образования.

Первые выпускники стали крупными руководителями предприятий промышленности, строительства, транспорта, руководителями различных структур государственного управления. Среди них Г.М. Бухтояров, был начальником отдела института "Союзгипроводхоз", В.Г. Сметанко – начальником производственного управления "Хабаровскавтодор", А.Ф. Чернов – управляющим трестом "Приморскстройтранс", Н.М. Никитин – директором Сахалинского филиала "Гипроводхоза", С.С. Клименко – главным инженером ДСУ-1 ПУ "Хабаровскавтодор", М.А. Шварев – начальником отдела института 'Типролестранс" и многие другие.

Некоторые связали свою судьбу с высшей школой. Это доценты Н.А. Рыбак, А.Н. Степаненко, Ю.М. Дойхен, И.Л. Скидан, Г.Б. Горелик, ставший первым кандидатом наук, А.М. Пуляевский, Н.А. Пашкова, В.М. Чеботарь, Ю. Башкин, профессор В.И. Коробко, ставший первым доктором наук, лауреатом Государственной премии, профессор В.Н. Антонец.

Возвращаясь к первым дням и месяцам учебной деятельности института, надо сказать, что главной заботой руководства было комплектование его кадрами преподавателей. Становление института сопровождалось крупными организационно-практическими мероприятиями по формированию активно и эффективно работающего коллектива преподавателей, ученых, ведущих специалистов. Первыми преподавателями были и навсегда останутся для выпускников ХГТУ М.П. Даниловский, Н.П. Парфенов, Л.М. Нишневич, Г.П. Собин, Л.И. Загуляева, Л.А. Яковлева, Т.М. Мартынова, Л.К. Мельникова, Г.Г. Золотницкая, А.С. Кудрин, К.Б. Куренщиков, А.3. Морозов. В первые годы коллектив значительно пополнялся учеными, преподавателями различных дисциплин. Среди тех, кто пришел в институт, были Б.А. Деревянкин, В.И. Сурнина, В.А. Медведев, В.В. Черкасов, Г.А. Карякин, Р.С. Трынт, М.И. Поздняков и многие, многие другие.

В 1959 году пришла работать в ХабАДИ Валентина Ивановна Сурнина. Под ее руководством была сформирована первая кафедра преподавателей общественных наук, взращен серьезный научно-педагогический коллектив, вносивший весомый вклад в создание фундамента гуманитарного образования, воспитание молодежи, организацию общественно-политической жизни.

Институт строился и рос в буквальном и переносном смысле очень быстро. В 1958 году по штатному расписанию в нем насчитывалось 14 человек профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного – 7, управленческого – 21. Через год количество штатных единиц возросло соответственно: 50, 16 и 51. Прием студентов в 1959 году был увеличен до 450 человек, в учебно-консультационном пункте института в г. Спасске обучалось 52 студента.

Жизнь растущего и крепнущего коллектива преподавателей, сотрудников и студентов была наполнена светлыми мечтами и суровой действительностью, грандиозными планами и повседневными заботами, неукротимой студенческой энергией и маленькими трагедиями экзаменационных сессий, но, самое главное, у них был общий дом – родной институт, и они строили его своими руками.

В 1959 году планировалось ввести в строй новые объекты: котельную, очистные сооружения, наружный водопровод, сети электроснабжения и теплофикации и ряд других, не менее важных. Несмотря на огромные усилия руководства, строительно-монтажные работы не выполнялись в полном объеме. Не хватало чугунных труб, цемента и многого другого. Простои и авралы не позволяли строительному тресту освоить в 1960 году капвложения, и тогда коллектив студентов принял решение: лето 1960 года посвятить строительству института. В счет своего отпуска работали и преподаватели. На стройке было отработано 15 тыс. человеко-дней с эффективной товарной выработкой.

Ценой значительных усилий, с глубоким пониманием совершаемого, коллектив участвовал вместе со строителями в возведении альма-матер. Все радовались каждому возводимому объекту, будь то учебный корпус или столовая, спортзал или спортплощадка. В 1960 году институт располагал библиотекой с книжным фондом в 35 тыс. экземпляров. Первым директором библиотеки была Елена Давыдовна Басс, собравшая вокруг себя коллектив, по крупицам создавший уникальный книжный фонд вуза.

Институт постепенно приобретал свои современные черты, что не могло не сказаться на качественном изменении его содержания: он становился многолюднее, моложе, принимая все больше выпускников школ края. К 1961 году вступил в строй центральный учебный корпус, шло строительство правого крыла главного здания. За 6 лет строительства было освоено 7749,3 тыс. руб., что составило 95,7 процентов к плану, готовность института как строящегося объекта была 60,7 процента. Не могли не сказаться на строительстве трудности функционирования механизма директивно-плановой экономики, межведомственная разобщенность, волокита, организационно-управленческие перестройки руководящих партийных, советских и хозяйственных органов. Но самое главное было сделано, институт жил полной, содержательной жизнью. Закладывались принципы руководства учебно-методической, научной работой института.

Значительный вклад внес в становление традиций плодотворной деятельности будущего центра образования и науки первый проректор по учебной и научной работе Н.П. Парфенов (1915–1981). После окончания аспирантуры в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта при кафедре теоретической механики и блестящей защиты диссертации он в 1951 году получил назначение в Хабаровск. За его плечами была трудовая деятельность с 15-летнего возраста, арест брата, служба в армии в годы войны, долгие годы учебы, впереди – создание нового учебного заведения на Дальнем Востоке. В ХабИИЖТе, где он работал в первое время, его и заметил М.П. Даниловский и пригласил работать в ХабАДИ зам. директора по учебной и научной работе. Это было в 1958 году. Н.П. Парфенов был назначен первым проректором по учебной и научной работе. Более 20 лет своей жизни отдал он развитию института. Преподаватели, студенты, сотрудники всегда с уважением относились к незаурядному руководителю и талантливому ученому и тепло вспоминали его после того, как в 1978 году Николай Прохорович вернулся в свой родной Ленинград.

Еще в 1959 году была развернута научно-исследовательская деятельность. У ее истоков стояли доценты Н.П. Парфенов, Л.М. Нишневич, М.Ф. Канунников, Н.А. Рогозин, Г.А. Карякин и др. Была разработана программа научных изысканий, она полностью была сориентирована на местные ресурсы с целью наибольшего эффекта их использования. В плане госбюджетных исследований разрабатывались первые темы: "Исследование процесса восстановления магнетитов Гаринского месторождения углеводородными газами Хабаровского нефтеперерабатывающего завода" и "Исследование возможных путей рационального использования губчатого железа в производстве стали". Хоздоговорные работы ученые института стали вести с 1960 года, ими было выполнено 5 тем. Основные направления изысканий касались проблем эксплуатации автомобильных дорог, рабочего процесса двигателей, методики буронабивных свай, изотермической закалки чугунов и ряда других. В 1961 году в ХабАДИ разрабатывались уже 21 госбюджетная и 5 хоздоговорных тем, в 1962 году научной работой занимались в области госбюджетных исследований 62 человека, в области хоздоговорных – 21.

С 1960 года ХабАДИ стал расширять поле учебной деятельности. В г. Благовещенске открылся вечерний факультет института, в следующем 1961 году получили дипломы инженеров заочники-переводники из других вузов, их насчитывалось 82 человека, в 1962 году – 90 человек. В то же время начала внедряться форма повышения квалификации специалистов строительных специальностей. Через вечернюю форму обучения в течение 8 месяцев 60 специалистов приобрели новые знания.

Успешно осуществлялся прием студентов по всем формам обучения. В течение первых лет он шел по 4 специальностям, с 1960 года – по 5, с 1962 года – по 10, и было принято 1550 студентов. К 1962 году в ХабАДИ насчитывалось 5 факультетов: строительный (1958), механический и автомобильный (I960), дорожный и лесоинженерный (1962). Назрела потребность привести в соответствие с реальностью формальное название ХабАДИ, он вырос из своих первых факультетов в политехнический институт.

 

Хабаровский политехнический институт

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 737-311 от 12 июля 1962 г. Хабаровский автомобильно-дорожный институт был реорганизован в Хабаровский политехнический институт, и его ректором стал М.П. Даниловский.

В планах развития ХПИ прослеживалась тенденция устойчивого роста числа студентов. Только на дневное отделение планировалось принять в 1963 году 1050 человек, в 1964-м – 1275, в 1965-м – 1300.

Планы были значительные, и, что самое важное, они претворялись в жизнь. А пока жизнь студентов развивалась по всем законам первооткрывателей. У них были первые сессии, спортивные соревнования, первый хор, первое общежитие, как вспоминают ветераны, с добротной мебелью и даже коврами. И с первым деканом им тоже повезло. Леонид Михайлович Нишневич (1924) был человеком высокой культуры, блестящим рассказчиком и лектором, чутким к проблемам студентов, замечательным организатором. Уроженец г. Ростова-на-Дону, он во время войны приехал на Дальний Восток и связал с ним свою жизнь.

В ХабАДИ он пришел в 1958 году опытным преподавателем, кандидатом технических наук после 12 лет работы в ХабИИЖТе. Он был вместе с теми, кто создавал институт, учил и воспитывал его первых студентов. Л.М. Нишневич подготовил не одно поколение специалистов, работая зав. кафедрой геодезии, доцентом кафедры "Геодезия и изыскания". Его имя среди тех, кто навсегда вписан в историю университета золотыми буквами. Были у студентов и первые наставники, среди них и первый куратор института Геннадий Анатольевич Смирнов, его воспитанники – студенты группы № 11 – до сих пор могут встретить его в университет. После окончания железнодорожного института он начал свою трудовую деятельность на казахстанской целине, а в 1959 году, приехав в отпуск в родной Хабаровск, решил работать в новом институте, где долгое время был на посту зам. директора института архитектуры и строительства.

Помнят первые студенты и первого председателя студенческого бытового совета Ф. Савчука, и строгого секретаря партийной организации А.3. Морозова, которые в трудные годы становления института проявляли о них заботу и внимание.

Шло время, в 1963 году в строй была введена треть площадей института, был сдан правый корпус, появились лаборатории гидравлики, геодезии, теплотехники, теплогазоснабжения, расширились лаборатории строительных материалов, грунтоведения, технологии металлов, строительно-дорожных машин. Увеличивались объемы научно-исследовательских работ, проводимых институтом, за 5 лет по хоздоговорной тематике – в 13 раз. Выполнялись работы для заводов "Дальдизель", им М. Горького,"Энергомаш", объединения "Амурлес"", строительных организаций. В 1964 году в результате проведения хоздоговорных работ было освоено 95,4 тыс. рублей.

С каждым годом рос профессорско-преподавательский коллектив, в 1964 году насчитывалось 368 преподавателей, из них 32 человека имели ученую степень, что составляло более 8 процентов. ХПИ каждый год принимал новых преподавателей из всех уголков страны: Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Владивостока. В 1963 году приехал 91 человек, в 1964-м – 87. С 1963 года в институте появились аспиранты: 12 человек с учетом обучающихся в целевой аспирантуре, в 1964-м – 28 человек, в этом же году были защищены кандидатские диссертации С.В. Масюк и Л.П. Куприяновым. Ежегодно с 1960 года в институте проводились научные конференции, с результатами исследований в 1964 году выступили 107 ученых. Соответственно началась издательская деятельность института, было подготовлено и издано несколько сборников научных трудов в течение первого десятилетия института. 

В 1967 году 16 преподавателей вуза успешно защитили кандидатские диссертации. Активно вовлекались в научную работу и студенты. В этом же году они приняли активное участие в межвузовской конференции студенческих курсовых проектов в Ленинграде, в зональном конкурсе студенческих работ во Владивостоке, по общественным наукам – в институтской конференции, посвященной 50-летию Советской власти. К 10-летию ХПИ была организована юбилейная научная конференция, в которой выступили с результатами исследований более 100 человек.

К своему первому юбилею университет был построен, в 1967 году строительство было полностью завершено, и он в полном комплекте был принят государственной комиссией. В распоряжении коллектива были учебные и лабораторные корпуса, 6 студенческих общежитии, столовая, гараж на 25 автомобилей, жилой 70-квартирный дом. В 1967 году ХПИ имел десять факультетов: механический, строительный, химико-технологический, автомобильный, дорожный, лесоинженерный, народного хозяйства, вечерний, заочный. Благовещенский общетехнический. Подготовка инженеров велась по 18 важнейшим для экономики региона специальностям. В этом же году выпуск специалистов составил 2867 человек, прием студентов – 2625, на дневную форму обучения – 1500. Значительно вырос коллектив профессорско-преподавательского состава: на 33 кафедрах работало 570 преподавателей, была открыта аспирантура на 6 кафедрах. Хабаровский политехнический институт заявил о себе как одно из крупнейших учебных заведений Дальнего Востока. Впереди были годы развития и возмужания.

Особенности промышленного развития Хабаровского края определили специализацию института на подготовку инженеров для автомобильной, деревообрабатывающей, лесной и машиностроительной отраслей промышленности. В связи с перспективой дальнейшего развития лесной промышленности возникла необходимость расширить подготовку для нее инженерно-технических кадров из числа местной молодежи. Впервые на Дальнем Востоке была начата подготовка инженеров по специальности "Машины, механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности", в 1965 году – по специальности "Химическая технология целлюлозно-бумажной промышленности", в 1966 году – по специальности "Машины и аппараты целлюлозно-бумажного производства" и "Экономика лесного хозяйства". Лесоинженерный факультет разделился на два: лесоинженерный и химико-технологический.

Специфические условия строительства автомобильных и железных дорог (особенно БАМа), сложный рельеф Дальневосточного региона увеличили потребность в инженерах по проектированию, строительству и эксплуатации мостов и тоннелей. На дорожном факультете была открыта кафедра "Автомобильные дороги и мосты", а в 1971 году начата подготовка кадров по специальности "Мосты и тоннели". В 1976 году состоялся первый выпуск инженеров по этой специальности.

В связи с быстрым ростом городов увеличился поток автотранспорта, потребовались специалисты по проектированию и строительству городских дорог и специальных сооружений. С 1974 года на дорожном факультете были введены специальности "Городские дороги" и "Городские транспортные сооружения", в 1977 году создан архитектурный факультет.

Открываются новые специальности и на других факультетах. В 1966 году была организована подготовка кадров по специальностям "Двигатели внутреннего сгорания", "Водоснабжение и канализация" и целому ряду инженерно-экономических специальностей. Был открыт новый факультет – народного хозяйства.

В конце 60-х годов возникла острая необходимость в подготовке инженерных кадров для Магаданской области, так как специалисты из европейской части страны, распределенные на Крайний Север, не были подготовлены к работе в специфических условиях, что затрудняло их адаптацию и порождало большую текучесть кадров. Все это обусловило создание в Магадане в 1975 году филиала Хабаровского политехнического института. В 1976 году здесь открылось дневное отделение с ежегодным приемом 100 человек, обучающихся специальностям "Промышленное и гражданское строительство", "Автомобили и автомобильное хозяйство", начало работать подготовительное отделение.

В филиале было организовано трехгодичное обучение по ряду геологических, горно-металлургических специальностей, машиностроению и энергетике. Завершали обучение студенты в других вузах страны.

Важной заботой руководства было повышение качества подготовки специалистов. В ХПИ чуть ли не ежегодно открывались новые кафедры. В 60-70-е годы ощущалась общая потребность в специалистах по автоматизированным системам управления, от уровня подготовки которых зависела эффективность применения электронно-вычислительной техники. В сентябре 1967 года на ученом совете института было принято решение об открытии нескольких кафедр, в том числе "Автоматика и автоматизация производственных процессов".

Безусловно, уровень подготовки специалистов зависел от состава профессорско-преподавательских кадров. Преподаватели с учеными степенями и званиями составляли всего 8-9 процентов. Поэтому проблема обеспечения вуза высококвалифицированными кадрами была ведущей в работе ректората, совета института. Подготовка научных работников шла через аспирантуру, через привлечение специалистов с производства и присвоение им ученого звания доцента, проведение научных конференций, индивидуальную подготовку студентов, склонных к научной работе. Институт имел большой потенциал в решении этой проблемы. Подавляющее большинство преподавателей было очень молодо. Стаж преподавательской работы только у 3 процентов превышал 10 лет, 63 процента имели стаж работы в вузе менее 5 лет.

Ежегодно значительное число преподавателей поступало в аспирантуру ведущих вузов страны. Действовала аспирантура в самом институте. Практически на всех заседаниях совета ставились вопросы обучения в аспирантуре и подготовки кандидатов для направления в целевую аспирантуру, обсуждались планы перевода на индивидуальное обучение наиболее способных студентов, привлечения их к научно-исследовательской работе с последующим направлением в аспирантуру. Были созданы благоприятные условия кандидатам в аспирантуру для успешной подготовки к экзаменам.

В 1968 году в целевой аспирантуре обучались 58 человек, их них выпускников ХПИ – 12 человек, производственников – 4. В аспирантуре ХПИ обучались 17 человек. Хотя план направления в аспирантуру выполнялся лишь на половину.

Ежегодно преподавательский состав пополнялся молодыми кандидатами наук. Так, только за два года (1966, 1967) было защищено 18 кандидатских диссертаций.

В 1968 году в целевую аспирантуру поступили Н.И. Плужников, М.Ф. Пахомкина, С.С. Бормотова, Э.М. Шельдешев, С.Г. Лысак и другие. Закончив ее, они успешно защитили кандидатские диссертации. Сейчас это ведущие доценты университета, отличные администраторы.

Важным источником обеспечения института квалифицированными преподавательскими кадрами было привлечение наиболее подготовленных специалистов с производства. Так, в 1967 году было принято решение рекомендовать ВАКу присвоить звание доцента Г. А. Волковой, преподавателю кафедры "Теплогазоснабжение и вентиляция". Под ее руководством дипломники разработали проекты отопления и вентиляции литейного цеха завода "Энергомаш", Спасского УРММ, вентиляции и кондиционирования многих предприятий Хабаровского и Приморского краев. Благодаря ее инициативе была внедрена и получила широкое распространение линейка инженера Панюшкина и ряд других предложений, которые облегчили труд проектировщиков и повысили его производительность.

Увеличение числа научных кадров позволило институту наладить выпуск не только методических указаний, учебных пособий для студентов, но и научных трудов, пользующихся спросом у специалистов. Заведующий кафедрой "Детали машин и ТММ" М.Л. Ерихов, работая в области теории зацеплении зубчатых колес, создал новую методику. Запросы на его работы поступили из ряда зарубежных стран.

В первой половине 60-х годов было издано два сборника научных трудов преподавателей по итогам работы научно-технических конференций, сборник "Лесоинженерное дело", опубликовано 33 научно-технических статьи в общесоюзных журналах, четыре книги.

 

Хабаровский государственный технический университет

1992 год стал рубежным для ХПИ. В декабре он повысил свой статус: стал называться Хабаровским государственным техническим университетом. Открылась новая страница в истории вуза, которому еще предстояло стать университетом на деле. Ректорат, ученый совет разработали комплексную программу развития ХГТУ до 2000 года (утверждена 12 марта 1993 года). В программе было намечено довести долю лиц с учеными степенями и званиями среди научно-педагогических работников до 60 процентов, а докторов и профессоров – до 3; вести дальнейшую работу по улучшению структуры специальностей за счет развития различных специализаций и обучения по индивидуальным планам; расширить образовательные услуги; внедрить новые обучающие технологии; усилить фундаментальную, гуманитарную, компьютерную подготовки; органично сочетать учебную и научную деятельность преподавателей и студентов; укреплять материальную базу. 

Создание научных школ, расширение фундаментальных и поисковых исследований, развитие хоздоговорных НИР – такие цели были определены программой. Нашли в ней место молодежная политика, социальное развитие коллектива.

Почетным ректором ХГТУ был избран профессор М.П. Даниловский, был создан попечительский совет, в состав которого вошли крупные хозяйственники и администраторы, выпускники вуза. Назначение совета – содействие дальнейшему развитию университета: обновлению материальной базы учебного и научных процессов, выполнению социальных программ.

Время показало, что программой правильно определены приоритеты. В 1994 году была начата подготовка юристов, в 1995 году осуществлен набор первокурсников на 9 новых специальностей: "Математические методы и исследование операций в экономике", "Информационные системы в государственном и муниципальном управлении", "Информационные системы в машиностроении", "Проектирование технологических комплексов", "Социальная работа", "Дизайн архитектурной среды", "Землеустройство". В 1995 году был создан региональный центр дополнительного образования. Все это позволило расширить объем образовательных услуг на договорной основе, повысить престиж университета.

Значительно вырос объем научных исследований, особенно в области фундаментальных дисциплин, инновационных проектов. Центром научных исследований в области компьютерных технологий стал НИИКТ. С 1995 года в университете проводятся смотры-конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу, победителям которых вручаются премии имени почетного ректора М.П. Даниловского. Первыми их лауреатами стали коллективы, возглавляемые А.Г. Зарубиным, В.И. Кулишом, Ри Хосеном, В.К. Булгаковым. Высокую оценку получили также научные работы Н.П. Крадина, А.Г. Подгаева, Хе Кан Чера, Чье Ен Уна, Ю.А. Лурье, Н.А. Ерзаковой, В.А. Лашко.

В 1993 году защитили докторские диссертации Б.С. Задохин, А.И. Климкин, Н.П. Кетова, В.И. Кулиш, в 1994 году – В.А. Кныр, В.А. Лашко, в 1995 году – А.И. Ярмолинский, Чье Ен Ун, Р.В. Намм, В.Д. Епанешников, в 1996 году – С.В. Любимов, А.Г. Подгаев, в 1997 году – С.Н. Иванченко, О.Г. Иванченко, в 1998 году – А.П. Улашкин, И.Ф. Ярулин, Л.Е. Бляхер, В.А. Кравчук, В.Б. Стрих, С.И. Клепиков, Н.Т. Кудинова, в 1999 году – И.Л. Белозеров, Г.Б. Горелик, К.Т. Пазюк, А.Г. Ивахненко, Л.Ф. Крапивник, С.В. Соловьев, С.В. Сай, в 2000 году – М.Н. Шевцов, В.А. Иванов.

Международные связи университета были закреплены договором о сотрудничестве с более чем 30 зарубежными вузами, научно-техническими центрами, фирмами, компаниями из Китая, Южной Кореи, Японии, США, Канады. Был создан головной региональный центр по развитию международных связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона.

К 40-летию университета в 1998 году был создан музей. Музей истории и развития вуза. Здесь на небольшой площади кратко отражена история и главные этапы его развития от автодорожного к политехническому институту и к техническому университету.

Благодаря руководству ректора В.К. Булгакова, участию председателя совета ветеранов Н.Т. Савельева музей был открыт в короткий срок. При нем создан совет музея, который возглавил проректор С.Н. Савков, директором назначена Л.А. Бурцева.

За два неполных года музей посетили более 2,5 тысяч студентов, преподавателей, гостей вуза, которые в ходе экскурсий познакомились с наиболее яркими страницами в истории университета, его интересными людьми, первыми преподавателями и первыми выпускниками. Ежегодно в дни памяти М.П. Даниловского, 14-16 октября, посетители более подробно знакомятся с биографией первого ректора.

Перейдя сорокалетний рубеж Хабаровский государственный технический университет, несмотря на год от года сокращающееся финансирование, сохранил надежду на будущее: укрепилась его материальная база, дальнейшее развитие получили научные исследования, повысилась квалификация профессорско-преподавательского состава, обновилась номенклатура специальностей.

В университете работает около 750 преподавателей, из них 52 доктора наук, 346 кандидатов наук, доцентов, 13 заслуженных деятелей науки, техники, культуры и высшей школы, которые обучают свыше 10,5 тысячи российских студентов, а также молодежь из Китая, Южной Кореи, США, Японии и Таиланда.

В состав ХГТУ входят институты: автодорожный; лесотехнический; архитектуры и строительства; информационных технологий; транспорта и энергетики; экономики и управления; юридический; факультеты: международный; математического моделирования и процессов управления, заочный.

Университет имеет развитую сеть научных подразделений, включая управление научно-исследовательских работ, около 20 научных институтов, центров, лабораторий по различным отраслям науки и техники, экспертных центров, аспирантуру по 33 направлениям науки, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Особое внимание в последние годы уделялось оснащению университета компьютерной техникой. Только за последние 3 года приобретено 345 персональных ЭВМ, а всего их парк насчитывает более 700 единиц действующей техники, на девять студентов приходится один компьютер.

Большой шаг в области информационной деятельности был сделан с началом работы центра телекоммуникационных сетей в составе РАННЕТ. Это позволило обеспечить выход в ИНТЕРНЕТ всех 28 локальных сетей вуза. Доступ в мировую информационную сеть получили около 30 структурных подразделений. Центр решает проблему создания единого информационного пространства вузов региона.

В университете ведется подготовка высококвалифицированных кадров по 39 специальностям и специализациям. Новые открываются с учетом спроса на рынке труда. В новом учебном году планируется открыть подготовку студентов еще по 8 специальностям, в их числе: "Информационные системы в экономике", "Технология художественной обработки материалов", "Лингвистика и межкультурная коммуникация" и др.

Университет ведет целенаправленную работу по привлечению к обучению наиболее талантливой, профессионально ориентированной молодежи. При действующем в течение семи дет управлении формирования контингента студентов имелись шесть лицейских классов в Хабаровске и четырнадцать филиалов в крае, в том числе в Мухене, Ванино, Чегдомыне, Нерюнгри и на Сахалине. В Хабаровске в транспортном лицее (школа № 63), бизнес-школе (школа № 86), "Политехнике" (школа № 22), малой лесной академии, архитектурном лицее (школа № 15) занятия проводятся в виде факультативов.

Особое внимание ректорат и ученый совет уделяют развитию научных исследований, которые являются основным фактором повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Широкую известность и положительную оценку в России и за рубежом получили работы ученых университета в областях моделирования задач механики жидкостей и газов, турбулентности, механики деформируемого твердого тела, кристаллографии, теории горения, расчета теплового поля коры и литосферы окраинных морей, разработки программного обеспечения для решения задач ядерной физики.

Есть успехи в создании систем диагностики металлорежущих станков, в областях применения композиционных материалов, упрочнения поверхностей деталей машин и повышения их износостойкости, разработки новых строительных материалов на основе отходов действующих производств, повышения качества изделий литейного производства черных и цветных металлов, комплексного использования лесных ресурсов, экологии и рационального природопользования.

В университете сформировались научные школы, пользующиеся известностью и авторитетом в научных кругах. Их возглавляют доктора наук В.К. Булгаков, В.А. Кныр, Б.С. Задохин, В.Д. Епанешников, А.Г. Зарубин, В.А. Лашко, А.В. Александров, Р.В. Намм, А.Г. Подгаев, А.Е. Зубарев, М.М. Третьяков, А.И. Климкин, А.И. Ярмолинский, В.И. Кулиш, Ри Хосен, А.Д. Верхотуров, А.П. Лончаков.

Сохранить научные школы, поднять научные исследования на новый уровень – такую задачу постоянно решает руководство университета. Оно использует несколько источников финансирования НИР, конкурсный отбор при формировании их тематики, научный потенциал привлекается для решения проблем региона, развития научно-производственной и инновационной деятельности.

Ученые университета выполняют научные исследования по нескольким всероссийским и региональным научно-техническим конкурсным программам, таким, как "Конверсия и высокие технологии", "Вузовская наука – регионам", "Информатизация высшего образования", "Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы", "Экспортные технологии и международное сотрудничество" и другим. Учеными вуза в 1998/99 году выполнялись работы по 12 грантам.

В условиях жестких финансовых ограничений высокий уровень научной работы позволил сохранить и приумножить научный потенциал. За последние семь лет сотрудниками университета защищено 30 докторских и 75 кандидатских диссертаций. Уже в 1999-2000 годах защищено 9 докторских и 23 кандидатских диссертаций.

В научной работе активное участие принимают студенты. В течение 1997-1999 годов университетом на различные конкурсы, выставки, конференции представлено около 500 работ. За них получено более 100 наград, в том числе медаль Минобразования РФ, поездка в Японию, 4 диплома Международного студенческого форума стран АТР, восемь дипломов лауреатов и четыре премии краевого фестиваля "Студенческая весна", четырнадцать дипломов регионального архитектурного конкурса, двадцать четыре диплома Международного смотра-конкурса.

Ежегодно в середине октября в университете проходят дни памяти профессора М.П. Даниловского. На заседании ученого совета лучшим студентам вручают дипломы о назначении их на стипендию фонда М.П. Даниловского, проходит награждение лауреатов за лучшую учебно-методическую и научно-исследовательскую работу.

Традиции, заложенные первыми поколениями студентов, поддерживаются и развиваются современной учащейся молодежью. В вузе действует программа самодеятельного творчества, которая проводится поэтапно в течение учебного года. Она включает в себя вокальный конкурс "Золотой голос", КВН, конкурс чтецов, фестиваль "Университетская весна". Стали традиционными посвящения в студенты, балы выпускников. В университете, несмотря на финансовые трудности, культивируются многие виды спорта. В таких видах, как бокс, баскетбол, футбол, борьба, наши спортсмены занимают лидирующее положение в городе и крае.

Как всякий сложный организм, ХГТУ находится в состоянии непрерывного творческого искания и развития. Не растерять достигнутое, оставаться одним из форпостов образования, науки и культуры на Дальнем Востоке – такую задачу повседневно решает руководство и весь профессорско-преподавательский состав Хабаровского государственного технического университета. 

 

Тихоокеанский государственный университет

В 2005 году Хабаровский государственный технический университет, приказом Федерального агентства по образованию № 170 от 23.03.2005 г. переименован в Тихоокеанский государственный университет. Университет за почти полвека своего существования прошел путь от отраслевого вуза (1958 г.) до крупного научно-культурного образовательного центра Дальнего Востока России со статусом университета.

Сегодня Тихоокеанский государственный университет это:

  • 13 факультетов (Инженерно-строительный факультет, Социально-гуманитарный факультет, Транспортно-энергетический факультет, Факультет автоматизации и информационных технологий, Факультет архитектуры и дизайна, Факультет компьютерных и фундаментальных наук, Факультет природопользования и экологии, Факультет экономики и управления, Юридический факультет, Заочный факультет, Заочный факультет ускоренного  обучения, Факультет ускоренного и параллельного обучения);
  • более 21 тысячи студентов, обучающихся по 59 специальностям, 32 направлениям бакалавриата, 26 направлениям магистратуры;
  • фундаментальные и прикладные исследования более чем по 20 научным направлениям;
  • свыше 800 научно-педагогических работников;
  • 10 диссертационных советов: 2 "кандидатских" и 4 "докторских";
  • аспирантура по 40 специальностям и докторантура;
  • возможность получения диплома зарубежного вуза-партнера в период обучения в университете;
  • научно-техническая библиотека, с книжным фондом - 1,6 миллионов единиц хранения, в залах которой одновременно могут работать более 700 человек, 70 рабочих мест имеют электронный доступ к фондам библиотеки вуза и ресурсам сети Интернет;
  • ряд научно-исследовательских подразделений: Хабаровский краевой центр новых информационных технологий, Научно-исследовательский институт компьютерный технологий, Дальневосточный координационный информационный центр, Восточный региональный межвузовский центр международного сотрудничества, Дальневосточный межвузовский центр коллективного пользования по вопросам строительства, Хабаровское отделение регионального отдела ведомственного кадастра; Центр ТОГУ-Стройиспытания, испытательный центр "Сертинг" и другие;
  • 12 представительств в Дальневосточном регионе.

Университет вносит значительный вклад в развитие науки в Дальневосточном регионе.

 Основными направлениями научных исследований Тихоокеанского государственного университета являются:

  • исследования по математическому анализу, дифференциальным уравнениям и теории функций;
  • численное моделирование задач механики сплошных сред и геофизики;
  • исследование взаимодействия электромагнитного излучения с веществом;
  • стандартизация и управление качеством продукции;
  • измерительно-вычислительные и управляющие средства и системы обработки информации, информационные системы и технологии, проектирование автоматизированных информационных систем различного назначения;
  • исследования в области ядерной физики;
  • исследования в области историко-правового регулирования хозяйственного освоения Дальневосточного региона;
  • организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями и преступностью в сфере экономики, посягательствами на общественный порядок и безопасность личности;
  • проблемы типологии креативной системы подготовки специалистов высшей квалификации;
  • экономические и социальные проблемы развития Дальневосточного региона;
  • инновационные технологии и предпринимательство;
  • исследование и разработка систем автоматизированного проектирования объектов новой техники и технологических процессов машиностроения, строительства и химико-лесного комплекса;
  • новые материалы, технологии их производства и применения;
  • совершенствование конструкций и технологических процессов для повышения качества, надежности и долговечности машин и механизмов;
  • повышение эффективности использования транспортных средств и совершенствование их эксплуатационных характеристик;
  • проектирование промышленных и гражданских зданий и сооружений;
  • проблемы управления и организации производства;
  • исследование и разработка технологий заготовки, глубокой переработки древесины и биомассы и восстановление лесных запасов;
  • исследования, проектирование и разработка технологий строительства и эксплуатации транспортных сооружений;
  • экологические проблемы природопользования и охрана окружающей среды;
  • разработка актуальных проблем высшей школы.

В последние годы учеными ТОГУ получены результаты мирового уровня в области теоретической физики, магнитооптике, лазерных технологий, микропроцессорной технике, неразрушающего контроля, создания новых материалов, юриспруденции и других. Многие прикладные разработки университета активно внедряются в производство. Результаты научно-исследовательских работ внедрены на промышленных предприятиях края. Разработаны и внедрены технологии использования Дальневосточного минерального сырья для производства новых материалов. Большой эффект для экономики края дают прикладные исследования в области информационных технологий, разработки современных методов строительства, эксплуатации транспортных сооружений, машиностроения и металлургии. Трое сотрудников университета награждены премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Важным направлением научно-исследовательских работ является решение вопросов, связанных с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, в частности, с резко обострившейся в последние время проблемой загрязнения бассейна реки Амур.

Университет проводит активную инновационную политику. В 2005 г. в ТОГУ создан инновационно-технологический центр, на конкурсной основе выигран грант на создание офиса коммерциализации. На основе ТОГУ создается центр трансфера технологий в Хабаровском крае. Активная инновационная политика проводится и внутри ТОГУ.

Большое внимание в ТОГУ уделяется научно-исследовательской работе студентов. Проводятся ежегодные конкурсы студенческих научных работ и студенческие научные конференции, в которых принимают участие 1200-1300 человек. По результатам конференций публикуются тезисы, доклады лауреатов издаются отдельным сборником статей. Ежегодно более 3000 студентов принимают участие в различных формах НИРС. За 5 лет студентами получено более 450 дипломов, премий, призов, грамот об участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях и выставках различного уровня. Создано несколько студенческих конструкторских бюро.

Университет активно участвует в интеграции с научными учреждениями ДВО РАН. Участие академических подразделений в учебном процессе позволяет повысить уровень преподавания в вузе, оказывает существенную помощь при организации новых направлений подготовки специалистов. Созданы совместные научные центры и лаборатории с институтами Проблем морских технологий, Горного дела, Материаловедения, НПО Дальстандарт и другими.

Университет осуществляет активное международное сотрудничество в научной и образовательной деятельности, налажен обмен преподавателями и стажерами, ведется совместная научно-исследовательская работа, проводятся научно-технические конференции. Выпускники нашего университета и китайских вузов имеют возможность получить два диплома: российский и китайский. Осуществляется сотрудничество с вузами Японии и Южной Кореи. В последние годы все более активно развиваются связи с западноевропейскими вузами. На протяжении последних 6 лет ТОГУ тесно сотрудничает с Саарландским университетом (Германия). В 2005 на базе ТОГУ году открыт Российско-германский институт информатики и компьютерных наук, в котором организовано обучение по магистерской подготовке выполняются совместные научные проекты.

Значительное внимание в университете уделяется вопросам информатизации. В настоящее время в ТОГУ сформирован мощный информационно-образовательный комплекс, включающий: локальную внутриуниверситетскую сеть, внешнюю распределенную сеть, автоматизированную систему управления учебным процессом, автоматизированную систему управления вузом, информационно-библиотечный комплекс.

Подробнее о курсе...

Источник...

Подробнее о ВУЗе...