Московский технический университет связи и информатики
История создания МТУСИ
История университета, как высшего учебного заведения, началась с образования в феврале 1921 г. на базе Электротехникума народной связи, который находился на Гороховской ул., д.16, Московского электротехнического института народной связи (МЭИНС) им. В.Н.Подбельского.
Уже к 1922 году число студентов и учащихся института составляло около 750-ти чел., а к началу 1923-24 учебного года в институте действовало 27 учебных лабораторий и кабинетов, разделённых на пять циклов: электрофизический, механический, телефонный, телеграфный и радиотелеграфный. Учебные занятия вели 6 профессоров и 70 преподавателей, в том числе, такие известные в то время специалисты-радиотехники, как М.В.Шулейкин, ставший впоследствии академиком; И.Г.Кляцкин, В.К.Викторский, С.В.Геништа; «проводники» Г.В.Дашкевич, А.Г.Львов, М.Ю.Юрьев, Г.П.Матов, Е.В.Китаев. Занятия по физике и математике вели П.Н.Беликов, Е.В.Китлер, а также первый ректор института Алексей Сергеевич Бутягин. То есть уже с момента своего создания институт в полной мере соответствовал задачам подготовки высококвалифицированных специалистов-связистов.
В августе 1924 года МЭИНС, наряду с другими московскими техническими институтами, был введён в состав Московского высшего технического училища (МВТУ), образовав отделение слабых токов электротехнического факультета училища. Таким образом, МЭИНС успел сделать только один выпуск инженеров, среди них были и будущие наши профессора - Н.А.Баев и Н.Н.Васильев. Ректор бывшего института связи А.С.Бутягин до 1929 г. работал проректором МВТУ, а с 1934 по 1943 г. - ректором МГУ.
Однако, уже через пять лет - в 1929 году - принимается решение о создании ряда специализированных высших учебных заведений; в следующем, 1930 году наш ВУЗ восстанавливается под прежним названием, а ещё через год – в 1931 году – предпринимается новая попытка объединения нескольких учебных заведений связи под общим руководством в так называемый Московский учебный комбинат связи (МУКС). В последний, кроме института, получившего название «Московский электротехнический институт связи» (МЭИС), вошли политехникум связи, два радиотехникума, Московский телеграфный техникум и Специальные курсы связи. Директором института, так тогда называлась должность руководителя вуза, стал А.С.Бойченко. В 1932 году учёному совету МЭИС предоставили право принимать к защите кандидатские диссертации. Следующим директором МЭИС был Жеромский.
Тогда МЭИС располагался в здании на углу Петровки и Страстного бульвара.
Весной 1931 г. в Лефортове (ныне Авиамоторная улица, дом 8а) началось строительство отдельного комплекса зданий, где должна была размещаться Инженерно-техническая академия связи (ИТАС) им. В.Н. Подбельского, создаваемая по инициативе маршала М.Н.Тухачевского и находившаяся в ведении Наркомата связи. Строительство основного учебного корпуса академии было завершено лишь в 1936 г., после того, как в эксплуатацию сдали его центральную часть, но уже в 1938 г., академия и институт сначала территориально, а затем и организационно объединились. В этом же году академия окончательно влилась в институт, который получил название Московского института инженеров связи (МИИС). В то время в состав МИИС входили факультеты радио- и проводной связи, а также инженерно-экономический и военный факультеты, оставшиеся от академии. Наличие в институте значительного контингента научных кадров дало ему право принимать к защите не только кандидатские, но и докторские диссертации. В институте организовали научно-исследовательский отдел и аспирантуру. Руководил институтом в эту пору проф. П.К.Акульшин.
В академии, а затем в институте на военном факультете учились и ныне здравствующие наши ветераны: доц. Н.С.Мамаев и проф. Н.Т.Петрович - изобретатель метода относительной фазовой манипуляции в телеграфии, который стал основой всех широко применяющихся сейчас в технике связи относительных методов модуляции (ОФМ), а также будущий ректор МЭИС проф. И.Е.Ефимов.
С началом Великой Отечественной войны - в октябре 1941 года - МИИС эвакуируется в Ташкент, где в его состав временно вошел Одесский институт инженеров связи (ОИИС), перебазированный в связи с оккупацией Одессы. Директором объединённого института в апреле 1942 года становится директор ОИИС В.А.Надеждин, который бессменно руководил им до июля 1970 года.
Война поставила перед институтом большие и сложные задачи в деле подготовки специалистов для пополнения войск связи, которые были им с честью решены. После двухлетнего пребывания в Ташкенте, в октябре 1943г. МИИС возвратился в Москву, где в очень короткие сроки превратился в достаточно крупное учебное заведение, обеспечивающее нужды обороны страны. Свидетельством этому служат мемориальная доска и памятник погибшим связистам около главного корпуса, к которым каждый год 9 мая ветераны, сотрудники и студенты института возлагают живые цветы.
В 1946 г. МИИС, как и другие высшие учебные заведения связи, был ненадолго передан в ведение Министерства высшего образования СССР и при этом был снова переименован в Московский электротехнический институт связи (МЭИС), однако, очень скоро вновь возвратился в своё отраслевое министерство. Обучение инженеров в то время велось по трём специальностям: «Телеграфная и телефонная связь», "Радиосвязь и радиовещание", "Экономика и организация связи". С I946 года в институте началась подготовка специалистов для зарубежных стран. В 1955 г., вечернее отделение института преобразуется в вечерний факультет, а в 1956 г. в составе научно-исследовательского отдела (НИО) МЭИС организуются первые проблемные, а затем и отраслевые научно-исследовательские лаборатории, укомплектованные постоянным штатным научным и инженерно-техническим персоналом, положившие начало существующей сегодня крупной научно-исследовательской части (НИЧ) – научному центру университета.
В период 1958-1987 гг. в институте вводятся новые специальности: "Машины и оборудование предприятий связи", "Радиотехника", "Автоматическая электросвязь", "Организация механизированной обработки экономической информации". Учебные планы традиционных связных специальностей существенно модернизуются. В 1969 г. открывается факультет повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов, который возглавил проф. В.Б.Пестряков. Значительное развитие получают научные исследования и разработки, существенно расширяется международное сотрудничество института.
Тогда же были построены два новых студенческих общежития, лабораторный корпус и жилой дом для преподавателей, новое здание научно-технической библиотеки, экспериментальных мастерских и столовой; НИЧ переехала в здание бывшего студенческого общежития.
В 1971г. – к своему 50-летию – за большие заслуги в деле подготовки кадров и по результатам научных исследований и разработок МЭИС был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988 г. на базе трех институтов – МЭИС, Всесоюзного заочного электротехнического института связи (ВЗЭИС) и Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ИПК) - был образован Московский институт связи (МИС). В 1992 г. МИС распоряжением правительства Российской Федерации был преобразован в Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ). В следующем, 1993 г. в университет на правах колледжей вошли Всесоюзный заочный техникум связи и Политехникум связи им. В.Н. Подбельского.
Объединение этих учебных заведений и придание институту статуса технического университета значительно повысило его кадровый и материально-технический потенциал и предопределило возможность совершенствования и расширения всех сторон его деятельности.
Значительный вклад в становление и развитие вуза внесли ректоры МЭИС: проф. В.А. Надеждин (с 1942 по 1970 гг.), проф. И.Е. Ефимов (с 1970 по 1987 гг.), проф. В.В. Шахгильдян (с 1987 по 2004 гг.), а также ректоры ВЗЭИС проф. Д.И.Аркадьев (с 1957 по 1971 гг.) проф. Ю.Б. Зубарев (с 1973 по 1979 гг.) и проф. Л.Е. Варакин (с 1979 по 1987 гг.).
О высоком качестве профессиональной подготовки, обеспечиваемой вузом, свидетельствует тот факт, что десятки его выпускников занимали и занимают ключевые административные и научно-технические посты в различных ведомствах, ведущих телекоммуникационных и радиотехнических предприятиях, организациях и фирмах как в нашей стране, так и за рубежом. Достаточно назвать в этом контексте министров связи и родственных отраслей хозяйства СССР и Российской Федерации Н.В. Талызина, В.А. Шамшина, О.Н. Шишкина, Э.К. Первышина, Г.Г. Кудрявцева, В.Б. Булгака, А.Е. Крупнова, А.А. Иванова.
История МТУСИ неразрывно связана со становлением отечественной науки и техники в области телекоммуникаций. Выдающиеся ученые, конструкторы и изобретатели, бывшие одновременно замечательными педагогами, заложили научный фундамент университета и определили его потенциал. Среди них Б.П. Асеев - известный военный связист, автор многих учебников и монографий, замечательный лектор и педагог; академик В.А. Котельников - вице-президент АН СССР, автор классических трудов по теории потенциальной помехоустойчивости; академик А.А. Харкевич - один из основоположников современной теории связи.
В университете успешно развиваются признанные в России и за рубежом научные школы, созданные известными учеными в области телекоммуникаций, радиотехники и информатики – Г.З.Айзенбергом, Н.А.Баевым, И.Е.Гороном, И.И.Гродневым, О.Н.Ивановой, А.Н.Казанцевым, С.И.Катаевым, Б.Р.Левиным, Г.А.Левиным, С.С.Надененко, С.Д.Пашкеевым, В.Б.Пестряковым, А.А.Пистолькорсом, М.А.Сапожковым, Б.П.Терентьевым, В.В.Фурдуевым, Н.И.Чистяковым, В.В.Шахгильдяном и др.
Широко известны труды проф. С.И. Катаева - одного из ведущих разработчиков первых в России телевизионных устройств; проф. С. В. Новаковского, долгое время возглавлявшего работы по созданию системы цветного телевидения. Мы гордимся нашим выпусником, активистом студенческого научного общества института, академиком Я.З. Цыпкиным - одним из создателей теории импульсного автоматического регулирования, и многими другими выпускниками, ставшими видными учеными, крупными специалистами в отрасли связи.
Специалистам по антенным устройствам хорошо известно имя Г.З.Айзенберга. Вся отечественная техника антенных устройств, носит отпечаток его оригинальных и ярких идей. Под руководством и при непосредственном участии Г. З. Айзенберга были созданы и введены в эксплуатацию антенны для всех отечественных радиорелейных, тропосферных и спутниковых систем радиосвязи, систем коллективного приема телевизионных программ, уникальные коротковолновые антенны для радиовещания и др.
Проф. И.Е. Горон - создатель кафедры радиовещания и электроакустики, руководитель Московского Дома звукозаписи - ещё в годы предвоенных пятилеток разработал и внедрил в эксплуатацию первую в мире систему передачи сигналов звукового вещания на большие расстояния по междугородним каналам связи, участвовал в разработке Центральной радиовещательной аппаратной, особенностью которой было дистанционное управление и «гороновская» схема сквозной сигнализации. Под его руководством проводились работы по созданию первых отечественных профессиональных магнитофонов «МАГ», исследованию и разработке методов реставрации граммофонных записей, разработке систем и устройств стереофонии. Вместе с проф. Н.И.Чистяковым И.Е.Гороном была создана система передачи программ вещания по электрораспределительным сетям. Таким способом радиофицировался весь юг России, а опытная зона была смонтирована в корпусах МЭИС. Аналогичные системы и теперь действуют во многих студенческих и военных городках США.
По воспоминаниям ветеранов института, яркой личностью был В.В.Фурдуев; студенты и аспиранты обожали его. Было за что: Вадим Владимирович - высокообразованный человек, хорошо владеющий несколькими иностранными языками - был превосходным лектором, обладал аристократической внешностью, изумительно пользовался богатством и красотой русской речи. Сейчас в связи с широким внедрением многоканальных систем звуковоспроизведения принято ссылаться на разработки Ф.Долби, однако, мало кто знает, что психофизические, системные и технические стороны подобных электроакустических систем были разработаны задолго до него и тогда же стали внедряться в практику отечественной кинематографии и больших концертных залов. Теоретиком этих работ был В.В.Фурдуев, за что и был удостоен сначала Государственной (1949 г.), а затем и Ленинской (1962 г.) премиями.
В своё время лауреатами Ленинских и Государственных премий стали многие наши сотрудники: профессора П.К.Акульшин, Г.З.Айзенберг, И.Е. Горон, Э.М. Манукян, В.Б.Пестряков, И.Н.Путилова, Н.Д.Фёдоров, В.В.Фурдуев; доценты В.Б.Биншток, Л.С.Королькович, Г.Г.Пуцыкин, Р.Б.Улинич. Звания лауреатов Ленинской премии получили и восемь наших выпускников: министр связи СССР В.А. Шамшин, академики А.Л.Микаэлян и В.П. Ефремов, а также В.П.Минашин, И.С.Цирлин, А.С.Селиванов, Ю.К. Ходарев и Г.А.Аванесов, внесшие значительный вклад в создание систем планетарной радиолокации, спутниковой связи, космического телевидения, космических исследований и космического приборостроения.
Лауреатами премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а также в области образования являются чл.-корр. РАН, проф. В.В.Шахгильдян, профессора А.С.Аджемов, В.Б.Булгак, Э.В.Евреинов, В.Б.Козырев, А.А.Ляховкин, И.А.Мамзелев, М.С.Шумилин.
Профессорам Г.З.Айзенбергу, И.Е.Горону, Б.П.Терентьеву, С.И.Катаеву, Л.А.Жекулину, М.А.Сапожкову присвоены почётные звания заслуженных деятелей науки и техники РСФСР и Российской Федерации.
Наряду с глубокими теоретическими научными исследованиями, институт в течение многих десятилетий ведёт различные прикладные разработки новой техники и перспективных технологий в области телекоммуникаций и информатики, а также осуществляет серийное производство разработанной в его стенах аппаратуры.
Активные научно-технические разработки начались в институте в начале 50-х годов прошлого века. При этом большинство из них были ориентированы на первоочередные потребности нашей отрасли. Именно тогда в НИО МЭИС были созданы первые «проблемные лаборатории»: «Применение магнитной записи в технике связи» (научный руководитель - проф. И.Е.Горон), «Применение электроники в телеграфии и телефонии» (проф. Б.П.Терентьев и проф. Е.В.Мархай), а также «Экономика и организация связи» (доц. Л.М.Соловейчик) (ф.043). Только за пять лет – с 1955 по 1961 гг. – объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в институте возрос более чем в 9 раз и достиг 940 тыс. руб. в год. В эти же годы в институте были созданы экспериментальные мастерские, превратившиеся впоследствии в опытное производство.
Большое развитие получили исследования в области электроакустики, проводившиеся под руководством профессоров В.В.Фурдуева и И.Е.Горона. Именно тогда была выполнена сложнейшая экспериментально-исследовательская работа, направленная на создание распределённой системы звукоусиления для зала Конгрессов Дворца культуры и науки в Варшаве. При этом, чтобы оценить распределение звукового поля в открытом пространстве, на крыше главного корпуса института была смонтирована уникальная электроакустическая система. Впоследствии результаты этой работы широко использовались при проектировании системы звукоусиления Кремлёвского дворца съездов и других подобных объектов.
Магнитная запись ещё только зарождалась в нашей стране, однако на первой послевоенной выставке научно-технического творчества студентов, аспирантов и преподавателей в 1953 году уже демонстрировался магнитофон и даже телерадиомагнитола, собранные руками студентов.
Магнитная запись использовалась для многократного переприёма фототелеграмм на узлах связи, при этом группой В.А.Ваценко был смонтирован макет установки, в котором использован принцип записи фототелеграфных сигналов на жестком ферромагнитном носителе барабанного типа. На этом же принципе была построена первая в стране аппаратура «Говорящие часы» для организации «службы точного времени» на телефонной сети. Эта тематика сохранилась в институте до настоящего времени: и сейчас в Москве и многих городах страны, набирая «100», абоненты слышат точное время от серийно выпускавшейся нами аппаратуры, построенной, правда, на более современных принципах. Потом эти наработки легли в основу создания многочисленных автоматических информационных устройств, так называемых телефонных «автоинформаторов».
В шестидесятые годы в нашей стране начало бурно развиваться телевидение. Институт не остался в стороне от этого процесса. В частности, под руководством проф. Катаева С.И. при активном участии Б.П.Хромого, ныне нашего профессора, для Московского телецентра была разработана уникальная для того времени аппаратура «электронной рирпроекции», позволившая совмещать на экране телевизора изображения от двух камер - диктора и любого другого сюжета. Впоследствии эта аппаратура была внедрена на многих телецентрах страны. Сейчас подобные телевизионные сцены мы видим, например, когда смотрим новости или прогноз погоды.
Расширились работы и в области магнитной записи: под руководством проф. Горона Н.И. талантливым инженером А.Г.Кульгачёвым был создан один из первых отечественных видеомагнитофонов для записи сигналов промышленного телевидения. Г.А.Панковым начали проводиться работы по применению технологий магзаписи для неразрушающего контроля различных деталей сложного профиля, в том числе, лопаток авиационных турбин, шестерен, подшипников. В результате был разработан оригинальный полуавтоматический дефектоскоп и изготовлено несколько его экземпляров, которые были внедрены в промышленности. По инициативе проф. И.Е.Горона молодые в ту пору инженеры М.Г.Арутюнов и В.Г.Патрунов с использованием принципов магзаписи создали ряд быстродействующих знакопечатающих устройств типа «Фаза» для вывода данных из только что появившихся тогда ЭВМ.
Аппаратура дистанционного контроля параметров качества трактов звукового вещания была разработана группой В.А.Нюренберга и серийно выпускалась предприятиями Венгерской народной республики и Московской городской радиотрансляционной сети.
На кафедре радиопередающих устройств под руководством её зваведующего проф. Б.П.Терентьева В.В.Шахгильдяном – ныне профессором и чл.корр. РАН - начались исследования систем так называемой «фазовой автоподстройки частоты», результаты которых легли в основу создания синтезаторов частот для приёмо-передающей аппаратуры связи и вещания, сначала военного назначения, а затем и гражданского. Сейчас они используются практически во всех современных радиостанциях, радио- и телевизионных приёмниках, а также аппаратах мобильной связи.
70-е годы ознаменовались быстрым развитием телефонной связи: на смену декадно-шаговым пришли координатные телефонные станции. Для телефонных сетей страны разрабатывались квазиэлектронные, а позднее и полностью электронные коммутационные системы. Значительный вклад в этот процесс внесли специалисты института под руководством проф. О.Н.Ивановой, которой написан первый в стране учебник по электронной коммутации и программированию в автоматических телефонных станциях. Под руководством проф. Г.Б.Метельского разработана методика построения городских телефонных сетей большой ёмкости, использовавшаяся проектными организациями до самого последнего времени, когда телефонная связь начала переходить на технологию VoIP.
Вообще, вопросам «электронизации» техники связи в институте в ту пору уделялось особое внимание. Так проф. Б.П.Терентьев много лет занимался созданием и совершенствованием электронно-механического телеграфного аппарата; в начале 60-х годов появился первый его макет, а в 70-е годы был разработан серийный образец, много лет выпускавшийся одним под маркой «РТА-80» из заводов в Калуге.
В связи с внедрением в стране спутниковой системы телевизионного вещания «Орбита» Ю.Б.Зубаревым – ныне чл.корр. РАН - под руководством проф. С.И.Катаева разработана аппаратура импульсной передачи звукового сопровождения телевидения с высокой помехоустойчивостью.
Появление мощных высокочастотных транзисторов позволило создать высокоэффективные усилители для радиопередатчиков. Коэффициент полезного действия (КПД) ламповых усилителей редко превышал 25 %, то есть 3/4 потребляемой ими мощности превращалось в тепло; не зря на территориях старых радиопередающих центров стоят фонтаны – именно в них остывала вода, охлаждавшая аноды мощных радиоламп. Новые усилители, разработанные коллективом под руководством проф. В.В.Шахгильдяна, обеспечивали КПД более 80 %. Построенные на их базе радиопередатчики получили широкое внедрение в нашей стране.
Развитие методов радиолокации, бурно происходившее в 50-е годы как за рубежом, так и в нашей стране, в частности, в институте радиоэлектроники (ИРЭ) РАН привело к созданию так называемых «шумоподобных» сигналов. В нашем институте их возможности серьезно исследовались группой молодых учёных во главе с Л.Е. Варакиным – будущим профессором и ректором заочного института. В результате было предложено использовать широкополосные шумоподобные сигналы и для радиосвязи. Эти сигналы малозаметны в радиоэфире, поэтому они нашли весьма широкое применение при создании военных радиостанций, а позже и в некоторых системах сотовой телефонной связи. Например, подобные сигналы используются сотовыми телефонами известного в России оператора «Скай-Линк».
В восьмидесятые годы происходил перевод телеграфной сети общего пользования на прогрессивную для того времени систему коммутации сообщений. В связи с этим в лаборатории документальной электросвязи разрабатываются так называемый «Телеграф-Автомат», а затем Концентратор телеграфных сообщений (КТС), построенные на базе микроЭВМ отечественного производства и предназначенные для комплексной автоматизации районных узлов связи. Эти изделия неоднократно модернизированные (уже под названием концентратор документальных сообщений) серийно выпускались нами вплоть до середины 90-х годов и были установлены более чем в 200-х узлах связи страны.
Практические успехи в области цифровых методов обработки и передачи сигналов, обусловленные появлением соответствующей элементной базы, позволили заняться разработкой новых технологий. В области магзаписи под руководством проф. М.В. Гитлица были созданы цифровые магнитные запоминающие устройства. Достигнутая при этом плотность записи оказалась близкой к теоретически предельной. Результаты этих исследований нашли, в частности, применение в бортовых устройствах отечественных космических аппаратов.
Интересно, что первые авторские свидетельства на сжатие видеосигналов по такому популярному ныне цифровому методу, как MPEG-4 были получены в 80-х годах проф. В.Н.Безруковым, учеником С.И.Катаева и ныне заведующим нашей кафедрой телевидения его имени. Не было бы этих и подобных им изобретений, не было бы ни развивающегося сейчас в нашей стране цифрового телевидения, ни современной видеозаписи на DVD.
Перестройка девяностых годов повлекла за собой резкий спад финансирования научных исследований и разработок. В этих условиях сохранить научный и инженерно-технический потенциал института оказалось возможным только за счёт доходов от серийного производства и поставок потребителям разработанной в институте разнообразной аппаратуры.
Так, под руководством проф. В.Н.Ульянова - ещё одного ученика проф. С.И.Катаева - была создана линейка телевизионных передатчиков малой и средней мощности, предназначенных для установки в областных и районных центрах. Они оказались настолько удачными, что серийно производятся и поставляются нами до настоящего времени. На их базе создан передатчик для цифрового телевизионного вещания.
Создание малогабаритных высокочастотных генераторов для радиопередатчиков позволило приступить к разработке, а впоследствии и серийному выпуску электрохирургической аппаратуры, позволяющей резать живые ткани с минимальным повреждением кожных покровов. Эта аппаратура в больших количествах поставлялась многим медицинским учреждениям и широко используется ими для проведения операций в области лицевой хирургии, стоматологии и т.п.
На рубеже нового тысячелетия на первый план начали выходить разработки в области информатики и инфокоммуникаций. Одной из таких разработок стала Федеральная университетская сеть дистанционного обучения для учебных заведений высшего профессионального образования», разрабатывавшаяся коллективом под руководством и при непосредственном участии нынешнего ректора проф. А.С.Аджемова. Она была отмечена премией Правительства Российской Федерации в области образования.
В 2000-х годах тем же коллективом исполнителей создаётся система «Электронный университет», которая предназначена для эффективного управления вузом и внедрения современных методов обучения. Система базируется на принципиально новой организации учебного процесса и делопроизводства с использованием современных информационных и сетевых технологий.
С целью привития практических навыков работы с измерительными приборами при изучении электротехнических и других дисциплин в вузах и колледжах создан Универсальный аппаратно-программный лабораторный стенд (АПЛС-У), совмещающий виртуальные генераторные и измерительные приборы с физически реализованными на наборном поле исследуемыми электрическими цепями. Он пришел, в частности, на смену широко распространённому в вузах и техникумах разработанному и серийно выпускавшемуся у нас в 80-х годах прошлого века, под руководством доц. И.Н.Добротворского, лабораторному стенду для изучения курса «Теория линейных электрических цепей».
Целый ряд новых разработок создан коллективом, возглавляемым проф. С.С.Аджемовым. Это: комплекс имитационного моделирования спутниковых телекоммуникационных систем, позволяющий проводить их проектирование, расчёт и оценку характеристик, включая покрытие земной поверхности, надёжность связи, электромагнитную совместимость различных систем наземного и космического базирования, работающих в смежных частотных диапазонах; программно-аппаратный комплекс для прогнозирования параметров ионосферы, предназначенный для расчёта параметров ионосферного коротковолнового канала связи в зависимости от частоты, времени сеанса и местоположения абонента; широкополосное панорамное устройство обнаружения и обработки радиосигналов «Морошка» для мониторинга радиоэфира, которое применяется в радиочастотных центрах страны.
Под руководством проф. А.В.Петрякова выполнена разработка комплекса контроля за местоположением морских судов на основе спутниковой системы слежения.
В настоящее время перспективными направлениями научно-технической деятельности университета являются исследования и разработки: в области информационной безопасности и защищённых телекоммуникационных систем; внедрения цифрового телерадиовещания, в том числе, телевидения высокой чёткости; развития сетей связи следующих поколений, в частности, фотонных сетей и сетей на базе MESH-технологий; разработка концепции создания принципиально новой системы спутниковой связи на базе сочетания группировок низколетящих и высокоорбитальных спутников.
Современные условия хозяйствования ставят перед университетами непростую задачу по формированию университетского учебно-научно-производственного комплекса, способного оказывать поддержку вузу в его основной деятельности, а так же создавать перспективы становления молодых специалистов. Исходя из этого, в МТУСИ фактически сформирован Технопарк, объединяющий, при центральной и определяющей роли университета более сотни компаний и организаций различных форм собственности, работающих в инфокоммуникационной сфере. В технопарк входят: учебные центры иностранных фирм; органы сертификации и центры испытаний телекоммуникационного оборудования; конструкторские бюро; предприятия, осуществляющие поставку материалов и комплектующих для подразделений научно-исследовательской части, ведущих НИОКР и выпускающих серийную продукцию; издательские, полиграфические, транспортные, ремонтно-строительные и другие предприятий, работающие в интересах университета.
Такое содружество существенно расширяет материально-техническую базу университета, создает новые рабочие места, способствует более тесному взаимодействию между образованием и производством.
Сегодня МТУСИ — это крупный учебно-научный центр подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в области телекоммуникаций, информатики, радиотехники, экономики и управления.
В составе Университета два региональных филиала в городах Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, Научный центр, Институт повышения квалификации, Колледж телекоммуникаций, Центр довузовской подготовки, Учебно-научный полигон новой техники.
Профессорско-преподавательский и научный состав МТУСИ насчитывает около 700 человек. Среди них свыше 100 профессоров и более 400 кандидатов наук и доцентов. В числе преподавателей Университета — действительные члены и члены-корреспонденты ряда российских и международных академий, лауреаты Ленинской и Государственной премий, премий Правительства Российской Федерации.
В Университете обучается около четырнадцати тысяч студентов очной и заочной формы обучения, аспирантов, слушателей различных курсов. Подготовка осуществляется по современной многоуровневой системе образования - бакалавр, инженер, магистр - по 25 специальностям и 8 направлениям.
Большое внимание в университете уделяется студенческой научно-исследовательской работе, в которой в рамках единого учебно-научного процесса участвуют более 900 студентов дневной формы обучения. Основные направления их деятельности: индивидуальная целевая подготовка специалистов по заказу предприятий, участие в хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работах, занятия в специализированных кружках и школах, участие в работе научных конференций и семинаров, конкурсах, выставках научно-технического творчества молодежи и олимпиадах. Победители выставок, конкурсов и олимпиад неоднократно награждались медалями и дипломами Минобрнауки России, дипломами российских и зарубежных компаний, таких как Cisco Systems, Ericsson, Alcatel-Lucent и др.
В последние годы значительно активизировалась воспитательная работа среди студентов. Она направлена на реализацию творческих, спортивных, социальных и гражданско-патриотических проектов; на повышение общей культуры, обретение чёткой гражданской позиции, реализацию творческих способностей и пропаганду здорового образа жизни. Студенты активно участвуют в различных молодёжных фестивалях, конкурсах, чемпионатах; получают многочисленные призы и дипломы.
Университет - головной вуз в Учебно-методическом объединении по образованию в области телекоммуникаций (УМО). В его состав входят высшие учебные заведения, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО. Сегодня УМО насчитывает свыше 80-ти вузов не только в РФ, но и в республиках ближнего зарубежья.
Активное международное сотрудничество продолжается в МТУСИ почти 70 лет. За это время Университет стал настоящей кузницей квалифицированных кадров для многих зарубежных стран. Среди тысяч его выпускников известные ученые, видные государственные и общественные деятели, крупные специалисты различных областей экономики многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные направления международного сотрудничества: обучение и повышение квалификации иностранных граждан по программам высшего и послевузовского образования; реализация совместных образовательных программ; обмен студентами и преподавателями; стажировка специалистов по прямым договорам с ведущими техническими ВУЗами; создание совместных учебных центров с ведущими телекоммуникационными компаниями мира; совместные научно-исследовательские работы; обмен научной информацией с иностранными компаниями и ВУЗами; проведение совместных конференций, симпозиумов, семинаров; участие в проектах и программах, проводимых ведущими международными организациями и фондами в области образования и инфокоммуникационных технологий.
Начиная с 1946 года, Университет подготовил несколько тысяч магистров, бакалавров, инженеров, более 360 кандидатов наук из 82 стран мира. В настоящее время в университете обучаются более 400 студентов и аспирантов из 48 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Политика МТУСИ направлена на интеграцию с международным университетским сообществом и получение за счет этого дополнительных возможностей ускоренного развития и конкурентных преимуществ. В этом плане Университет имеет прочный базис в виде многолетних крепких партнерских отношений с ведущими европейскими Университетами и образовательными организациями. В настоящее время международное сотрудничество организуется на основе кооперации и прямых связей в сфере образовательной, научно-технической, учебно-методической и культурной деятельности. В Договорах, большинство из которых заключены МТУСИ в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, принимает участие 48 ВУЗов, из 46 стран мира, в том числе 11 ВУЗов из 7 стран СНГ (Армения, Казахстан, Кыргызская Республика, Латвия, Узбекистан, Украина, Белоруссия).
В рамках международного сотрудничества МТУСИ организовал краткосрочные стажировки нескольких тысяч человек из 82 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки в рамках как двухсторонних соглашений с зарубежными ВУЗами-партнерами, так и международных программ (TACIS, TEMPUS и других). В зарубежные ВУЗы ежегодно направляются более 200 специалистов из числа преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов.
МТУСИ – активный участник реализации решений Болонского процесса, направленного на интеграцию систем европейского образования. Университет совместно с зарубежными университетами реализует программы «двойного диплома» для бакалавров и магистров в области ИКТ. Для расширения контингента зарубежных студентов, МТУСИ предлагает многоуровневую программу смешанного обучения на английском и русском языках.
МТУСИ поддерживает тесную связь со своими выпускниками. Во многих странах созданы и успешно работают Ассоциации выпускников МТУСИ. Выпускники Университета занимают видные государственные посты (министры и зам. министров Вьетнама, Монголии, Мали), стали известными учеными, педагогами (Латинская Америка, Сирия, Иордания и др.), крупными специалистами в области телекоммуникаций (Мозамбик, Йемен, Бурунди), возглавляют многие международные организации телекоммуникации и информатики (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан).
С целью реализации Договоров по экономическому и научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с зарубежными странами (Болгария, Малайзия, Канада, Корея и др.) созданы Постоянные Рабочие Группы, активными участниками которых являются сотрудники Университета.
Одним из основных направлений международной деятельности является создание совместных Учебных центров с ведущими телекоммуникационными компаниями мира. На базе университета успешно работают восемь Учебных центров, в частности: "Алкатель-Люсент"; "Эрикссон Трейнинг Центр"; "Сиско Системс"; "Хуавей".
Все Учебные центры оснащены современным оборудованием - электронными АТС различной емкости, станциями подвижной и радиорелейной связи, компьютерными классами. В своей работе они используют не только новейшие телекоммуникационные, но и учебные технологии. Основными задачами центров является обучение российских специалистов работе на оборудовании соответствующих фирм, а также подготовка студентов, стажеров и аспирантов МТУСИ с использованием самой совершенной телекоммуникационной техники.
Университет принимает участие в ряде международных проектов, в том числе в реализации проектов и программ МСЭ. На базе МТУСИ создан один из узлов всемирной сети Центров Мастерства (Center of Excellence) МСЭ. Целью работы Центра является повышение квалификации руководителей и специалистов отрасли телекоммуникации с перспективами формирования единого образовательного пространства. За нашим узлом закреплены две программы – Корпоративный менеджмент и Информационно – коммуникационные технологии. По этим программам университет координирует подготовку и проведение в разных странах международных семинаров и курсов дистанционного обучения русскоязычных руководителей высшего и среднего звена стран СНГ.
В последнее время особое внимание уделяется участию в различного рода проектах, проводимых международными организациями и фондами, в частности, CORDIS, TEMPUS, COST. В рамках этих проектов МТУСИ совместно с консорциумом ВУЗов Восточной и Западной Европы выполняет ряд научно- исследовательских работ в области ИКТ.
В Институте повышения квалификации (ИПК) МТУСИ ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более двух тысяч руководящих работников и специалистов по всем основным направлениям телекоммуникаций, информатики, менеджменту, маркетингу, экономики, бухгалтерскому учёту, компьютерным технологиям. В ИПК создана хорошая материально-техническая база: 17 учебных классов и лабораторий, гостиничный комплекс с одно и двухместными номерами на 190 человек со всеми удобствами; действует телекоммуникационная сеть, в которую включены коммутационные станции, аппаратура SDH и PDH, радиорелейные станции, аппаратура радиодоступа, современное измерительное оборудование. С каждым годом увеличивается количество курсов, проводимых по дистанционной форме обучения, и выездных семинаров.
В ИПК реализованы DBA-ИНФОКОМ и МВА-ИНФОКОМ - программы профессиональной переподготовки менеджеров высшей квалификации. Это эксклюзивные программы для топ-менеджмента отрасли информационных технологий и связи. Они нацелены на подготовку нового поколения руководителей, способных разрабатывать стратегию бизнеса и эффективно использовать новейшие бизнес-технологии в инфокоммуникациях. Программа MBA защищена Государственной лицензией и первой в России прошла государственную аттестацию и аккредитацию Министерства образования РФ.
Разработаны 23 специальных курса по Программе "Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел субъектов Российской Федерации". С 2006 года в ИПК по этой Программе прошли обучение свыше тысячи сотрудников МВД.
С 2007 года начата совместная работа с ФГУП «Почта России» по комплексному обучению начальников почтамтов. Программа разработана с учетом специфики деятельности почтовой отрасли. Она состоит из трех модулей, посвященных различным видам деятельности начальников почтамтов: Менеджмент, Маркетинг и Почтовые технологии. Курсы для начальников почтамтов теперь действуют на постоянной основе и зарекомендовали себя эффективными и актуальными.
Разработана совместная программа с Роскомнадзором «Персональные данные: от понятия до защиты». Семинары проводятся, как в Москве, так и в других регионах России (Хабаровск, Новосибирск, Челябинск).
Мы видим свою миссию в обеспечении высокого профессионального уровня выпускников университета, аспирантов и докторантов, преподавателей и научных работников, служащих и руководителей, формировании гражданских и нравственных качеств личности в условиях глобального информационного общества и динамично меняющихся потребностей рынка труда.
Для этого мы стараемся добиться эффективной организации и высокого качества образовательного и научно-исследовательских процессов, единства научной и учебной деятельности, дающей специалистам глубокие общенаучные и профессиональные знания, распространения знаний с целью улучшения интеллектуальных ресурсов всех отраслей национального хозяйства, в которых работают наши выпускники.
Мы стремимся не только передавать уже имеющиеся знания и обучать тому, что уже известно, но, опираясь на традиции, сложившиеся за многолетнюю историю существования университета, учить, как получить знания, которых еще нет и как сделать то, чего еще не существует. Опираясь на замечательное прошлое, через мгновение настоящего, стремимся создать блестящее будущее!